МО Ясногорский район
Муниципальное образование Ясногорский район

История

Корни ясногорской земли уходят в глубь древней истории. На территории района у селений Теляково, Машково, Торопово, Боровково и др. обнаружены следы неолитических стоянок III —II тысячелетий до н. э., относящихся к белевской культуре. Неолитический наконечник стрелы из кремня найден и у само¬го Ясногорска, на речке Глебушке, притоке р. Вашаны. Топонимика рай¬она, названия рек, урочищ, сел (Вашана, Скнига и др.) позво¬ляют предположить, что эта территория была некогда занята древними финнами, которых примерно в IX в. вытеснили сла¬вянские племена вятичей. Остатки древнерусских городищ XII—XIII вв. обнаружены у г. Ясногорска и в районе с. Клейменово.

В XVI в. территория нынешнего Ясногорского р-на входила в состав Каширского и Тульского уездов, не раз подвергавшихся разбойничьим татарским набегам. О чем свидетельствует ряд названий селений—Тормино, Гайтурово, Хотушь — татарского происхождения. В северной части района на правобережье р. Оки находится городище под названием «Четырех церквей», которое отождествляется с древнерусским г. Лопасней, впервые упомянутым в летописи под 1176 г. Для защиты от татар в юго-восточной части Ясногорского р-на на протяжении 19 км проходила Картасеньевская засека, преграждавшая им путь к Оке с юга.
 Наряду с поместным в уездах было церковно-монастырское землевладение (до 15%). В период гражданской войны начала XVII в. у реки Восьмы произошла битва между войсками И. Болотникова и царя В. Шуйского, закончившаяся поражением восставших.
На севере района крестьяне занимались в основном сельским хозяйством, но позднее здесь начали возникать железоделательные заводы. Особенно мощной была группа, называемая Каширскими заводами, которые затем угасли, не выдержав конкуренции с другими предприятиями.
На протяжении XVIII и XIX вв. сельское хозяйство составляло основу экономики края. Реформа 1861 г., развитие товарно-денежных отношений способствовали росту внутреннего рынка, развивалась кустарная промышленность, особенно самоварная и скобяная. Это обстоятельство впоследствии способствовало промышленному росту села Лаптево, будущего г. Ясногорска.
Еще XVI-XIX веках село Лаптево, как указывал тульский краевед А.Г.Дружинин, называлось Ростиславо. С этим названием в тульском краеведении и советской исторической науке связана гипотеза о существовании около села Лаптево Ростиславо - одного из древне-русских городов, упоминавшегося еще в XVI веке.
Существует несколько версий о происхождении названия «Лаптево», наиболее распространенная из них гласит, что в на¬чале XVIII в. известный заводчик Никита Демидов имел на месте нынешнего города свою контору, в которой работал приказчик Лаптев, и контора, соответственно, именовалась в народе «лаптевской», а от конторы получила свое название и ближайшая деревня.
Своим развитием в конце XIX в. будущий г. Ясногорск обязан историческому событию - строительству железной дороги.
1868 г - закончено строительство Московско-Курской железной дороги. 1867 г. - образована станция Лаптево.
Станция Лаптево являлась крупным пунктом по отгрузке зерна и леса. В некоторые годы она немногим уступала Туле в обороте хлебных грузов. Так, например, в течение 1893 г. со ст. Лаптево было отправлено 215 285 пудов хлеба, а из Тулы — 300 731 пуд.
1875 г.- первый поселенец пристанционного поселка Павел Лаврентьевич Жестерев поставил сруб вблизи станции.
1892 г.- открыта почтово-телеграфная контора, которая обслуживала население Лаптевской, Архангельской, Машковской и Денисовской волостей, численностью 5 тыс. человек.
1895 г. - при станции окружным врачом Н.К.Шистовским была открыта лечебница императорского Московского воспитательного дома, во главе которого стоял врач Михаил Константинович Плясов
Благодаря появлению железной дороги частный предприниматель И. А. Головин в 1895 г. перевел свое заведение по изготовлению плугов в д. Владычино из деревни Пещерово.
У местной помещицы Л. И. Куржанской был куплен земельный участок в 3 десятины, на котором была построена большая мастерская, состоящая из кузницы и слесарной. В 1897 г. И. А. Головин получил благодарность за участие в Тульской кустарно-промышленной выставке, что послужило подспорьем в получении кредита, направленного на расширение производства. Вскоре были построены новые кузницы, механические мастерские, небольшая чугунолитейная мастерская. Завод стал выпускать 2 типа плугов: безрычажные и рычажные. Производство расширялось, количество рабочих на заводе росло.
Перед первой мировой войной в пристанционном поселке насчитывалось около 20 домов, названий улиц не было. Между поселком и заводом Головина располагались поля крестьян д. Владычино и большая пустошь.
1908 г. - открыта Лаптевская школа. И.А.Головин построил начальную школу для детей рабочих, первое кирпичное здание в селе.
1917 г. - численность населения Лаптевской волости составляла 5 778 человек.
1918 г. - открыта Лаптевская школа 2-ой ступени
1918 г. - помещиком Саблером открыто училище в с. Богословское.  
С установлением Советской власти, по окончании гражданской войны, в декабре 1920 г. Лаптевский завод братьев Головиных был национализирован и стал называться первым Государственным заводом земледельческих машин и орудий.   В 1924 г. завод был переименован и стал называться «Красный плуг».  
В связи с проведением административно-территориальной реформы в РСФСР в 1924 г. началось районирование Туль¬ской губернии— уезды делятся на районы, и последние становятся основным административным звеном губернии, уезды в дальнейшем ликвидируются. Лаптево стало центром района, в состав которого вошли Лаптевская, Денисовская, Машковская и Архангельская волости.
  В новом Лаптевском р-не насчитывалось 16 сельсоветов, 103 населенных пункта, проживали 27 тыс. чел.  
1925 г. - дан электрический ток на железнодорожную станцию. Закладываются первые линии водопроводной сети
1928 г. - завод получил электроэнергию от Каширской ГРЭС.
  10 ян¬варя 1931 г. вышел в свет первый номер районной газеты «Ленинский путь». 
В соответствии с постановлением Оргкомитета ВЦИК по Тульской обл. от 4 августа 1938 г. райцентр Лаптево был преобразо¬ван в рабочий поселок Лаптево с включением в его территорию поселка завода «Красный плуг», станционного поселка и селения Лип-Верх с общей численностью населения около 5 тысяч человек.
Во время Великой Отечественной войны территория нынешнего Ясногорского района  была частично оккупирована немецко-фашистскими войсками  с 23 ноября по 8 декабря 1941 года (районный центр оккупирован не был).  
В 1941 году все оборудование завода снято, погружено в эшелоны, и предприятие эвакуировалось в Красноярск вместе с коллективом.  
В связи с тем, что Донбасс и частично Подмосковный угольный бассейн были временно оккупированы врагом, Советское правительство решило начать восстановление угольных шахт в Подмосковном бассейне. Ввод новых шахт в эксплуатацию потребовал большого количества угледобывающих машин и оборудования, поэтому в декабре 1942 г. Лаптевский завод № 477 (так назывался с 1941 г. бывший «Красный плуг») был передан в ведение наркомата угольной промышленности, и предприятие стало специализироваться на выпуске шахтного оборудования. Уже в мае 1943 г. завод изготовил первые партии шахтных вагонеток и ручных проходческих лебедок, немногим позднее начато производство шахтных насосов. К концу войны завод, который стал называться «Углемаш», почти полностью перешел на производство горношахтных механизмов и оборудования.
1948 г. - исполкомом Лаптевского поссовета образованы улицы Советская, Комсомольская, Пролетарская, Школьная, Садовая, Колхозная, Трактористов, Железнодорожная, Октябрьская, Первомайская, Красноармейская, Набережная и др.
1949 г. - открыта районная больница.
1953 г. - сооружен стадион.
1954 г. - сооружен Дворец культуры машиностроителей.
В 50-е годы крупнейшее предприятие поселка — завод «Углемаш»— продолжал интенсивно развиваться.  
1958 г.- началась прокладка газопровода Клейменово-Лаптево.  
1958 г.- с.Владычино включено в черту г.Лаптево.
1958 г. - рабочий поселок преобразован в город районного подчинения.
Почти сразу после преобразования р. пос. Лаптево в город встал вопрос о его переименовании. В объяснительных записках представители местных органов власти приводили следующие аргументы в пользу переименования: «Город Лаптево и Лаптевский район носят неблагозвучное и устаревшее название», не соответствующее «современному укладу жизни социалистических городов и районов», название «Лаптево» «совершенно не связано с историческим развитием города» и даже «неприятно нашему народу». К новому наименованию «Ясногорск» пришли далеко не сразу, поначалу предлагались такие наименования, как «Знаменск», «Рудневск» (в честь легендарного командира крейсера «Варяг» контр-адмирала В. Ф. Руднева), «Вересаев» (в честь известного писателя В. В. Вересаева), «Светлогорск». В результате обсуждения, которое растянулось на несколько лет, исполнительным комитетом Тульского областного Совета 6 января 1965 г. было принято решение о переименовании г. Лаптево в Ясногорск, а Лаптевского р-на — в Ясногорский р-н. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР 10 августа 1965 г. решение Тулоблисполкома было утверждено.
1965 г. – Иваньковский район вошел в состав Лаптевского.
В 60—70-е годы г. Ясногорск, в основном, обрел свой современный облик.
 Девяностые годы двадцатого века стали переломными в жизни Ясногорска. Негативные процессы переходного периода и непродуманные решения правительства сильно сказались на жизни города и района. Они коснулись экономики и Ясногорского машиностроительного завода, который перестал быть градообразующим предприятием.
2005 г. – на территории Ясногорского района начинается административная реформа. В настоящее время  сформировано 4 муниципальных образования, имеющих статус городских и сельских поселений: г. Ясногорск,  МО Иваньковское, МО Ревякинское, МО Теляковское.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie